Антихристианин
Он познал еще только слезы и уныние еврея вместе с ненавистью добрых и праведных - этот еврей: тогда объяла его тоска по смерти.
Зачем не остался он в пустыне и вдали от добрых и праведных! Быть может, он научился бы жить и научился бы любить землю, и любить смех!
Верьте мне, братья мои! Он умер слишком рано, он сам отрекся бы от своего учения, если бы достиг моего возраста! Достаточно благоразумен был он, чтобы отречься!
Но незрел был он. Незрело любит юноша и незрело ненавидит он человека и землю. Еще привязаны и тяжелы у него крылья и чувства духа его! (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Спб., с. 96). Назад
57. "Бесед на острове Наксос". Видимо, Ницше имеет в виду бракосочетание Диониса и Ариадны (его стихотворение "Плач Ариадны"). Назад
58. Чернь (фр.). Назад
59. I Коринф. 15:[14]. Назад
60. "Родиной Павла была столица стоического Просвещения". Павел родился не в Иудее, а в Тарсе, где преобладало языческое население. Будучи иудеем, он имел римское гражданство, был знаком с греческой культурой. Параллели между христианством и римским стоицизмом проводили многие исследователи. Назад
61. последнее основание (лат.). Назад
62. Марк. 9:[47]-[48]. Ницше ошибочно указывает только 47. Назад
63. "Хорошо наврал, лев". По традиции евангелист Марк изображался в образе льва (Лука - агнец, Иоанн - орел, Матфей - человек). Назад
64. 1 Кор. 6:[2]. Ницше подчеркивает "вами", тогда как в оригинале подчеркнуто "дела". Назад
65. Петроний Гай - римский писатель I в. н.э., автор "Сатирикона". Будучи придворным Нерона, был обвинен в участии в заговоре и покончил с собой в 66 г. Назад
66. Цезарь Борджиа (Чезаре Борджа) (ок. 1475- 1507) - сын папы Александра VI, стал епископом в 16 лет, кардиналом в 18, затем снял с себя духовный сан, с 1498 г. - герцог Валентино, с 1501 г. - герцог Романьи. Честолюбивым замыслам Борджиа, ради которых он шел на любые преступления, положила конец смерть его отца (отравившегося приготовленным для гостей ядом). Был вынужден покинуть Италию, и умер в Наварре. В идеализированном виде был изображен Макиавелли; Ницше неоднократно обращался к образу Цезаря Борджиа, полагал, что неосуществившейся возможностью Ренессанса был Цезарь Борджиа на папском престоле, то есть разложение христианства изнутри и полное преображение Европы. Назад
67. Бог, каким его сотворил Павел, есть отрицание бога (лат.). Назад
68. В вящую честь божию (лат.). Назад
69. Маниакально-депрессивный психоз (фр.). Назад
70. гордыня (лат.). Назад
71. способность, готовность (греч.). Назад
72. парафраз вольтеровского: "Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать". Назад
73. Карлейль Томас ([1795]- 1881) - английский философ, писатель, историк. В философии Карлейля содержится немало положений, которые перекликаются с ницшеанством: резкая критика церкви и буржуазного мира, ценностей современной культуры, "культ героев" в истории, возвышающихся над массой "посредственностей". Однако Карлейль идеализировал корпоративную структуру феодального общества (иногда истолковываемую как социализм); для Карлейля герои - высшие слуги человечества, а не "господа земли", как у Ницше, "сверхчеловек" которого принципиально отделяется от человека ("человек есть то, что должно превозмочь", "человек есть канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком", и т.д.).