Паттерн © 2009
Все права защищены

Антихристианин

Сострадание, напротив, расслабляет, уменьшает "волю к власти". Ср.: "Ах, где в мире совершались большие безумства, чем у сострадательных? И что в мире причиняло большие страдания, чем безумства сострадательных? Горе всем любящим, еще не достигшим такой высоты, которая выше сострадания их! Так говорил мне однажды дьявол: "даже у бога есть ад свой: это любовь его к людям". А недавно слышал я, как говорил он: "Бог умер, из-за сострадания к людям умер бог" (Ницше Ф. Так говорил Заратустра, с. 113). Христианство есть религия милосердия, сострадания; собственное достоинство Ницше провозглашает религией страдания и жизнеутверждения ("великого Да жизни"). Назад
14. Шопенгауэр Артур ([1788]- 1860) - немецкий философ, создатель учения о "мире как воле и представлении". Учение о темной, иррациональной "мировой воле" послужило важнейшим источником понятия "воля к власти" Ницше. Однако Ницше радикально изменил как трактовку воли (не "воля к жизни", а "воля к власти", не единая мировая воля, а плюрализм воль), так и всю совокупность социально-этических выводов из этого учения. Шопенгауэр с его пессимизмом, пониманием жизни как мира страдания, отречение от которого - цель философа, становится для Ницше образцом "пассивного нигилизма", "европейского буддизма"; этика сострадания Шопенгауэра подвергается резкой критике наряду с христианской этикой милосердия. Назад
15. Нигилизм. Термин "нигилизм" Ницше позаимствовал у французского писателя Поля Бурже, который в свою очередь взял его у Тургенева. У Ницше "нигилизм" обозначает потерю всех ценностей, ведущую к декадансу, вырождению человечества. Нигилизм (от лат. nihili - ничто) ведет к потере смысла существования: "Высшие ценности обесцениваются. Нет цели, нет ответа на вопрос: "Зачем?" (Ницше Ф. Воля к власти, 11, 43). Ницше начинает историю европейского нигилизма с идеалистической философии Сократа и Платона, в которой над дионисийским становлением жизни возвысился мир идей; христианство ("платонизм для стада") ведет к дальнейшему обесцениванию жизни, а тем самым подготавливает полную утрату смысла жизни. Христианство постепенно разлагается ("Бог умер"), а вместе с ним исчезают и все оторванные от мира ценности. "Пассивному нигилизму" (философия Шопенгауэра, декаданс, "европейский нигилизм") Ницше противопоставляет собственный "активный нигилизм", то есть деятельное отрицание всех прежних ценностей и утверждение новых, "жизненных ценностей" - "воли к власти", "вечного возвращения", "сверхчеловека". Назад
16. первородный грех (лат.). Назад
17. Тюбингенский институт. Речь идет о Тюбингенской школе, группе либеральных протестантских богословов - гегельянцев, историков христианства (Ф.К. Баур, Д. Штраус). Представители школы провели ряд историко-филологических исследований евангелий. Ницше считал историко-критические труды Тюбингенской школы недостаточно радикальными, половинчатыми, отсюда его резко негативные оценки. Назад
18. Ликование при появлении Канта. Ницше неоднократно подвергал самой уничижительной критике (а то и просто брани) учение Канта за его компромиссный характер.


Hosted by uCoz