Паттерн © 2009
Все права защищены

Антихристианин

н.э. крестил в водах Иордана и самого Христа. Был казнен царем Иродом Антипой (Матф. 14:[1]-[12]). Назад
47. Непременное свойство (лат.). Назад
48. Великий мастер иронии (фр.). Назад
49. Острый ум, остроумие (фр.). Назад
50. Властный (фр.). Назад
51. Санкхья - одна из шести ортодоксальных, то есть признающих авторитет Вед, школ древнеиндийской философии. Санкхья признает существование двух начал: пракрити (материальная первопричина) и пуруша (сознание, дух, "Я"). Материальное первоначало активно, является основой существования всех реальных объектов; дух пассивен. Освобождение от закона кармы, то есть круговорота рождений и смертей, от страданий достигается путем возвращения к своему подлинному "Я", выхода из материального мира с его причинно-следственными связями. Эта техника освобождения разработана в другой школе - Йоги. Назад
52. Лао-цзы - полулегендарный основатель древнекитайского даосизма, ему приписывается написание в VI в. до н.э. трактата "Дао-дэ-цзин". Сравнивая воззрения Иисуса с учением Лао-цзы, Ницше имеет в виду даосское учение о недеянии, бездействии (у-вэй), то есть в подчинении естественному порядку, "пути" (дао) всех вещей, отсутствии всяких стремлений, идущих вразрез с дао. Назад
53. Характеристика Христа как "идиота" была опущена в первых изданиях "Антихристианина" (цензура сестры - Э. Ферстер-Нитше). Характеристика эта, по мнению большинства исследователей, восходит к одноименному роману Ф.М. Достоевского. Именно по ассоциации с романом он употребляет слово "идиот" в письмах к Брандесу и Стринбергу, а также в "Ницше против Вагнера", во фрагментах, вошедших в "Волю к власти". О влиянии романа свидетельствуют и сравнения евангелий "с миром русого романа", и сожаления, что "вблизи этого интереснейшего из декадентов не жил какой-нибудь Достоевский". Достоевского Ницше считал "единственным психологом", у которого он "хоть чему-либо научился". Параллели между романами Достоевского и философскими трудами Ницше проводились многими исследователями. Назад
54. "Не выставлена ли у порога христианской "веры" история Амфитриона?" В древнегреческой мифологии Амфитрион - сын тиринфского царя Алкея, внук Персея. Ницше имеет в виду наиболее распространенный и получивший ряд литературных переработок сюжет: пока Амфитрион участвовал в военных походах, Зевс принял его образ, явился к его жене Алкмене и от него Алкмена зачала Геракла. Ницше иронически приравнивает этот сюжет к христианскому учению о непорочном зачатии и рождении Христа. Назад
55. Подземные культы imperium Romanum - распространившиеся в последние века существования Древнего Рима различные восточные религиозные учения, соперничавшие с христианством и пролагавшие ему дорогу (митраизм, культы Кибелы, Адониса и др.). Назад
56. "В сущности, был один христианин, и тот умер на кресте". Ср. оценку Христа в "Так говорил Заратустра": "Поистине, слишком рано умер тот еврей, которого чтут проповедники медленной смерти: и для многих стало теперь роковым, что он слишком рано умер.


Hosted by uCoz