Паттерн © 2009
Все права защищены

Антихристианин

Напротив: есть некоторая честь иметь против себя "первых христиан". Читая Новый Завет, отдаешь предпочтение всему, что он третирует, не говоря уже о "мудрости мира сего", которую дерзкий враль напрасно пытается посрамить "юродливой проповедью"... Даже фарисеи и книжники выигрывают от таких противников: должно же быть в них что-нибудь ценное, если их так неприлично ненавидят. Лицемерие, вот упрек, который смели бросить "первые христиане"! Достаточно того, что это были привилегированные, - ненависть чандалы не нуждается в других основаниях. "Первый христианин" - я боюсь, что и "последний", которого, может быть, я еще переживу, - по самым низменным инстинктам есть бунтовщик против всего привилегированного, - он живет, он борется всегда за "равные права"... Если приглядеться, то он не имеет иного выбора. Если хотят быть в собственном лице "избранниками Бога", или "храмом Божьим", или "судьею ангелов", то всякий другой принцип выбора, например принцип правдивости, ума, мужественности и гордости, красоты и свободы сердца, попросту "мира", - есть уже зло само по себе... Мораль: каждое слово в устах "первого христианина" есть ложь, каждый поступок, совершаемый им, есть инстинктивная ложь, - все его ценности, все его цели вредны, но кого он ненавидит, что он ненавидит, то имеет ценность... Христианин, христианский священник в особенности, есть критерий ценностей... Нужно ли говорить еще, что во всем Новом Завете встречается только единственная фигура, достойная уважения? Пилат, римский правитель. Он не может принудить себя к тому, чтобы принять всерьез спор иудеев. Одним евреем больше или меньше - что за важность?.. Благородная насмешка римлянина, перед которым происходит бесстыдное злоупотребление словом "истина", обогатила Новый Завет новым выражением, которое имеет цену, которое само по себе есть его критика, его отрицание: "что есть истина!.."
47
- Не то отличает нас от других, что мы не находим Бога ни в истории, ни в природе, ни за природой, но то, что мы почитаемое за Бога чувствуем не как "божественное", но как жалкое, абсурдное, вредное - не как заблуждение только, но как преступление перед жизнью... Мы отрицаем Бога как Бога... Если бы нам доказали этого Бога христиан, мы еще менее сумели бы поверить в него. - По формуле: deus, qualem Paulus creavit, dei negatio[67]. Религия, которая, подобно христианству, не соприкасается с действительностью ни в одном пункте, которая падает тотчас, стоит только действительности предъявить свои права хоть в одном пункте, - по справедливости должна быть смертельно враждебна "мудрости мира", другими словами, науке, - для не? будут хороши все средства, которыми можно отравить, оклеветать, обесславить дисциплину духа, ясность и строгость в вопросах совести, духовное благородство и свободу. "Вера", как императив, есть veto против науки, in praxi ложь во что бы то ни стало... Павел понял, что ложь, что "вера" была необходима; церковь позже поняла Павла. - Тот "Бог", которого изобрел Павел, Бог, который позорит "мудрость мира" (т.


Hosted by uCoz