Паттерн © 2009
Все права защищены

Антихристианин

Назад
4. Гиперборейцы, или гипербореи - мифический народ, живущий в волшебной стране на далеком Севере, за пределами царства северного ветра Борея (отсюда название). Гипербореи живут при свете вечного дня, в блаженстве, не зная ни болезни, ни смерти, проводя свою жизнь в песнопениях и танцах среди священных полей и лесов. Это царство Аполлона, в котором он проводит зимние месяцы. В поздних трудах Ницше уже нет прежнего противопоставления аполлоновского и дионисийского начал; теперь именем Дионис обозначается мироощущение, включающее в себя оба эти начала. Идеализированная архаическая Греция противопоставляется христианству. Назад
5. Пиндар. Десятая Пифийская песнь. Назад
6. Современный человек. Гневные обличения Ницше направлены против всей современности, рождающей "последнего человека": "презреннейшего человека, который уже не сможет презирать себя", который все делает мелким, живет "маленькими удовольствиями" стадного животного. Современники - жители "страны культуры", позаимствовавшие у всех народов и эпох разнородные идеалы и ценности. "Все времена и народы, разноцветные, смотрят из-под покровов ваших: все обычаи и верования говорят беспорядочно в жестах ваших. Если бы кто совлек с вас одеяния и покровы, краски и жесты: у него осталось бы ровно столько, чтобы пугать птиц" (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Спб., 1913, с. [146]). Назад
7. широта, великодушие (франц.). Назад
8. Добродетель в стиле Ренесанса, virtu. Ницше отождествлял ренесансное понимание добродетели с ее трактовкой в греческой рахаике ("калокагатия"), когда между "добрым" и "прекрасным", моральным и эстетическим отсутствовала четкая граница. Прекрасное лицо или телосложение могло считаться свидетельством прекрасной души. Только у Сократа, по мнению Ницше, моральные ценности были противопоставлены "жизни", которая в результате была обесценена. Произошло "удвоение мира", появилось трансцендентное царство ценностей. Но становление "невинно", оно "стоит по ту сторону добра и зла", а потому и добродетель должна быть без "моралина". Добродетелью становится самоутверждение жизни, воля к власти. Назад
9. Учение Ницше о воле к власти, непрерывной "войне" в природе и обществе возникло под несомненным влиянием эволюционизма Ламарка и Дарвина. Концепция "сверхчеловека" и мораль, гласящая: "падающего - толкни", многими чертами напоминают социал-дарвинистскую теорию второй половины XIX в. Вместе с тем Ницше неоднократно указывал на свои расхождения с концепцией "естественного отбора" и вообще отрицал наличие эволющии в живой природе. Тем более неприемлемой была для него доктрина общественного прогресса. Ни в природе, ни в обществе, с точки зрения Ницше, нет "естественного отбора" лучших и сильнейших ("Не нужно путать природу с Мальтусом", - писал он в "Сумерках кумиров"). "Естественный отбор" способствует не "лучшим" а "наихудшим", "стаду", которое умеет приспосабливаться, побеждает большим числом, хитростью. "Высшие люди" - всегда счастливые исключения, а не результат эволюции.


Hosted by uCoz