По ту сторону добра и зла
Люди недостаточно возвышенного и твёрдого характера для того, чтобы работать над человеком в качестве художников; люди недостаточно сильные и дальновидные для того, чтобы решиться на благородное самообуздание и дать свободу действия тому первичному закону природы, по которому рождаются и гибнут тысячи неудачных существ; люди недостаточно знатные для того, чтобы видеть резкую разницу в рангах людей и пропасть, отделяющую одного человека от другого, – такие люди с их «равенством перед Богом» управляли до сих пор судьбами Европы, пока наконец не появилась взлелеянная их стараниями, измельчавшая, почти смешная порода, какое то стадное животное, нечто добродушное, хилое и посредственное, – нынешний европеец…
ОТДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ:
АФОРИЗМЫ И ИНТЕРМЕДИИ
63
Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, – даже к самому себе.
64
«Самодовлеющее познание» – это последние силки, расставляемые моралью: при помощи их в ней можно еще раз вполне запутаться.
65
Привлекательность познания была бы ничтожна, если бы на пути к нему не приходилось преодолевать столько стыда.
65а
Бесчестнее всего люди относятся к своему Богу: он не смеет грешить.
66
Быть может, в склонности позволять унижать себя, обкрадывать, обманывать, эксплуатировать проявляется стыдливость некоего Бога среди людей.
67
Любовь к одному есть варварство: ибо она осуществляется в ущерб всем остальным. Также и любовь к Богу.
68
«Я это сделал», – говорит моя память. «Я не мог этого сделать», – говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает.
69
Мы плохо всматриваемся в жизнь, если не замечаем в ней той руки, которая щадя – убивает.
70
Если имеешь характер, то имеешь и свои типичные пережитки, которые постоянно повторяются.
71
Мудрец в роли астронома. – Пока ты еще чувствуешь звезды как нечто «над тобою», ты еще не обладаешь взором познающего.
72
Не сила, а продолжительность высших ощущений создаёт высших людей.
73
Кто достигает своего идеала, тот этим самым перерастает его.
73а
Иной павлин прячет от всех свой павлиний хвост – и назыает это своей гордостью.
74
Гениальный человек невыносим, если не обладает при этом, по крайней мере, еще двумя качествами: чувством благодарности и чистоплотностью.
75
Степень и характер родовитости человека проникает его существо до последней вершины его духа.
76
В мирной обстановке воинственный человек нападает на самого себя.
77
Своими принципами мы хотим либо тиранизировать наши привычки, либо оправдать их, либо заплатить им дань уважения, либо выразить порицание, либо скрыть их; очень вероятно, что двое людей с одинаковыми принципами желают при этом совершенно различного в основе.
78
Презирающий самого себя все же чтит себя при этом как человека, который презирает.
79
Душа, чувствующая, что ее любят, но сама не любящая, обнаруживает свои подонки: самое низкое в ней всплывает наверх.
80
Разъяснившаяся вещь перестаёт интересовать нас.